Успешный московский адвокат Михаил (Дмитрий Чеботарёв) готовится стать партнером в юридической фирме и отпраздновать свадьбу с дочерью своего патрона. Но во время семейного ужина за стойкой ресторана он внезапно увидит призрак из прошлого: Диана (Елизавета Юрьева), дочь цыганского барона Червони, посмотрит ему в глаза и вызывает на разговор, называя прежним именем Михай. Когда-то он совершил поступок, после которого ему пришлось покинуть возлюбленную и свой табор. Теперь Михаю предстоит вернуться домой, чтобы помочь Диане: её дочь Яна (Полина Гухман) взяла на себя вину за хранение большой партии запрещённых веществ, подброшенной Червоне, у которого местные бизнесмены пытаются отобрать землю.

Древний народ-путешественник, представители которого неохотно подпускают к себе чужаков, не раз привлекал внимание как писателей, так и режиссёров, в том числе и в нашей стране: в советское время большой популярностью пользовались фильм «Табор уходит в небо» (1976 г.) и два сезона мини-сериала о Будулае (1979 г., 1986 г.). Создатели проекта для Okko помещают своих героев в реалии нового времени, в котором сложившийся столетиями образ жизни иногда сосуществует, а иногда вступает в конфликт с реалиями современной России.

В названии проекта Данила Чащина, много работавшего как театральный режиссёр, содержится обещание и «цыганских», и «шекспировских» страстей. Оно могло бы показаться несколько избыточным, если не отсылало бы к реальной улице в Екатеринбурге, где не одно десятилетие живут местные рома. Хотя действие сериала происходит в вымышленном городе Вышегорске, во время подготовки к сёемкам создатели консультировались с членами уральской цыганской общины. Результатом этой работы стал сценарий, объёмно воссоздающий этот мир и максимальной избегающий этнических стереотипов.

В цыганской общине Вышегорская нет единства: мы видим состоятельную семью отца Дианы, живущего в роскоши, называющего своего младшего сына Бриллиантом, и почти нищего Савко, брата Михая, — малоавторитетного барона у котляр, одной из подгрупп ромов. Внутренее неравенство, которое раскрывается перед зрителем постепенно, становится одним из двигателей сюжета. Савко недоволен криминальным бизнесом Червони, бросающим тень на всю общину, а Яне будет сложно поверить, что выходец из котляр надел костюм-тройку и стал адвокатом в Москве. Ещё сложнее ей будет поверить, что с Михаем ее связывает далеко не только обстоятельства уголовного дела.

Очевидно, что этот сложный материал настолько непривычен для российского кино, что, говоря о штампах, во время просмотра не раз возникнут ассоциации с криминальными сагами из жизни диаспор, от «Крестного отца» до «Большого Куша» (одетый в кожаную куртку приёмный сын барона Рамир, сыгранный Антоном Артемьевым, кажется выходцем из гангстерского кинематографа 1990-х). Немного условная, почти театральная манера игры, поначалу кажется странной, но события в первых эпизодах начинают развиваться так стремительно, что к ней быстро привыкаешь.

Не в последнюю очередь магнитом для зрителя становятся исполнители главных ролей. Дмитрий Чеботарёв, сыгравший ярких второстепенных персонажей в «Майоре Громе» и «Вампирах средней полосы», отлично вписался в роль человека, который тщетно пытается порвать со своим прошлым, сделав ставку на прагматизм и цинизм, но неизбежно возвращается к своим истокам, к необходимости бороться за справедливость. Состоятельного барона Червоню, отца Дианы, играет Игорь Золотовицкий, чья фактура и фирменная актёрская выразительность оказываются как нельзя кстати для роли цыганского патриарха, способного как на подлость, так и на великодушие, ведущего полукриминальный образ жизни, но оберегающего покой своей семьи. Сама Диана в исполнении Елизаветы Юрьевой — женщина, которой отец дал слишком много самостоятельности, сильная и смелая, но так и не сумевшая забыть свою первую любовь. Привлекает к себе внимание и Полина Гухман, которую зрители запомнили по главной роли в сериале «Мир! Дружба! Жвачка!», — одетая в розовый спортивный костюм, 15-летняя цыганская принцесса с дредами, она оказывается еще более самостоятельной, чем её мать и совершает поступки, на которые вряд ли отважились бы взрослые.
Цыгане. Улица Шекспира
Цыгане. Улица Шекспира (2025) • 18+
Цыгане. Улица Шекспира (2025)
18+
Успешная жизнь московского адвоката Михаила переворачивается за один день: в его жизни появляется женщина из прошлого — его первая любовь, дочь цыганского барона Диана. Она...
В первых двух сериях перед зрителем раскрывается сложно организованный мир улицы Шекспира и окружающего его российского города. Очевидно, что борьба Михая за свободу Яны не будет легкой, — и тем более не будет легкой его попытка выяснить, на чьей он стороне находится и кем является на самом деле.