На арктической станции международная группа учёных во время геологических исследований случайно будит древнее чудовище — Кракена. Поднявшись к поверхности, монстр ломает лёд и разрушает лагерь. Выживают только двое специалистов — скрывающая тайну своего происхождения Джулия (Диана Пожарская) и её французский коллега. В это же время российская подводная лодка «Атаман Ермак» под командованием опытного капитана Александра Воронина (Виктор Добронравов) выполняет секретное задание в водах Гренландского моря и неожиданно теряет связь с командованием.

Постепенно подводники понимают, что причиной сбоя является не поломка, а таинственное морское чудовище, которое атакует судно. На поиски «Атамана Ермака» выходит другая лодка — «Заполярье», которой командует младший брат Александра, Виктор Воронин (Александр Петров). Контр-адмирал Ольшанский (Алексей Гуськов) отправлен контролировать действия молодого командира, для которого это миссия носит не только служебный, но и глубоко личный характер. Конфликт между братьями Ворониными тянется с самого детства. Старший — мужественный офицер, достойный наследник отца-подводника всегда был примером, но одновременно и преградой для карьеры младшего. Их отношения наполнены недосказанностями и упрёками — экспедиция к месту исчезновения «Атамана Ермака» становится для Виктора возможностью доказать собственную состоятельность и получить признание со стороны Александра.

Спасённые учёные помогают командованию «Заполярья» восстановить картину событий, но Кракена уже не остановить: он разрушает норвежскую буровую платформу и атакует российскую субмарину. Ситуация осложняется противоречиями между Виктором и адмиралом Ольшанским. У экипажа остаётся мало времени и ресурсов: попытки атаковать чудовище безрезультатны, а подлодка оказывается выведена из строя — Воронин-младший решает рискнуть и переходит в режим полной тишины, чтобы обмануть Кракена и уйти от погони дрейфом. От «Заполярья» на поиски «Атамана Ермака» отплывает глубоководный батискаф. Под водой, в лабиринтах из погибших кораблей, которые монстр годами стаскивал в своё логово, братья сталкиваются лицом к лицу — рефлексия о детских обидах и выяснение взаимоотношений уступает место единственной приоритетной задаче: спасти людей и справиться с чудовищем.

Фильм режиссёра Николая Лебедева, на счету которого спортивная драма «Легенда №17», фэнтези «Волкодав из рода серых псов» и фильм-катастрофа «Экипаж», не раз говорил о том, что российским кинематографистам пора перестать комплексовать перед Голливудом — наше кино может быть не менее эффектными. Изначально «Кракен» задумывался как фантастический хоррор времён холодной войны, где противостояние шло между советскими и американскими подводными лодками. Позже Лебедев сменил первого постановщика Алексея Сидорова («Бригада», «Бой с тенью»), а действие перенесли в современность, сделав акцент на зрелищность и драматические отношения между братьями. Отталкиваясь от голливудских блокбастеров 1990-х и классических лент о подводных катастрофах (от «Бездны» Джеймса Кэмерона до «Глубокого синего моря» Ренни Харлина), авторы стремились рассказать историю, близкую российским зрителям. Съёмки велись в Москве, Заозёрске, Туле и Североморске — хотя большая часть действия происходит в камерной обстановке подводной лодки, эпизоды на поверхности окрашены узнаваемым колоритом Русского Севера.

Само слово «кракен», знакомое многим по франшизе «Пираты Карибского моря», происходит из скандинавской мифологии. Оно имеет норвежское или датское происхождение (оригинально — kraken) и означает гигантское морское чудовище — огромный кальмар или осьминог, способный потопить корабли. Мореплаватели описывали его как существо с множеством щупалец, которое извергалось из глубин, чтобы захватывать суда и затаскивать их под воду. Разработку образа Кракена команда под руководством супервайзера по визуальным эффектам Александра Серкова начала задолго до начала съёмок. Для визуализации щупалец, разрушающих всё на своём пути, применялась технология volumetric capture — объёмная съёмка движений, которую ранее использовали преимущественно в голливудских студиях. Около дюжины акробатов в специальных костюмах производили плавные и сложные движения, имитируя изгибы, удары, обвивание вокруг объектов и др. Создатели сочетали старые и новые технологии: на большинстве сцен с разрушением кораблей использовали миниатюрные модели и полноразмерные конструкции. Съёмки проходили на реальной подводной лодке и в тщательно построенных декорациях интерьеров субмарин, что добавляло достоверности и позволило актёрам взаимодействовать с живой средой.
После выхода в прокат фильм «Кракен» собрал смешанные отзывы как у публики, так и у критиков — особенно тепло они оценили игру Александра Петрова и Виктора Добронравова. Картина стартовала с хороших кассовых сборов, подтверждая слова Лебедева о том, что российская аудитория нуждается в масштабных отечественных блокбастерах с элементами фантастики и экшена. Как специалисты, так и зрители сходятся во мнении, что «Кракен», впервые обращаясь к теме подводных чудовищ, несмотря на свои недостатки, стал важным шагом для качественного улучшения визуальных эффектов в России, прокладывая дорогу новым масштабным постановкам.
Кракен
Кракен (2025) • 12+ • 2 ч. 14 м.
Кракен (2025)
12+ • 2 ч. 14 м.
Российский ракетный подводный крейсер, осуществляющий секретную операцию в Гренландском море, пропадает с радаров. На поиски субмарины отправляется экипаж под командованием Виктора Воронина, чей старший брат...
Российский ракетный подводный крейсер, осуществляющий секретную операцию в Гренландском море, пропадает с радаров. На поиски субмарины отправляется экипаж под командованием Виктора Воронина, чей старший брат...