1. «500 дней лета»
(500) Days of Summer (2009) • Комедии • 16+ • 1 ч. 31 м.
Режиссер: Марк Уэбб • Актеры: Зои Дешанель, Мэттью Грей Гублер, Джозеф Гордон-Левитт, Джеффри Аренд
Все началось 8 января, когда в лифт, везущий Тома Хэнсона, мастера поздравительных текстов для открыток, заходит девушка с говорящим именем Саммер Финн. Романтик и скептик, они сходятся, ссорятся, а спустя 290 дней после знакомства расстаются. Оставшиеся 210 дней посвящены одиссее Тома по морю собственной печали и воспоминаний о безвозвратно ушедшем лете.
Историй, обстоятельно показывающих страдания брошенного (мужчины или женщины), снято предостаточно. Особенной авторскую комедию Марка Уэбба делает его ироническая интонация — режиссер, сочувствуя Тому, явно над ним посмеивается. Автор переосмысливает и отвергает характерные для ромкома паттерны, в первую очередь «счастливый финал», в котором главные герои непременно должны остаться вместе.
2. «Королевский роман»
En kongelig affære (2012) • Драмы • 18+ • 2 ч. 12 м.
Режиссер: Николай Арсель • Актеры: Мадс Миккельсен, Трине Дюрхольм, Алисия Викандер, Миккель Боэ Фёльсгор
Мадс Миккельсен в роли доктора Иоганна Струэнзе, придворного врача датского короля Кристиана VII и любовника его жены Матильды (Алисия Викандер). Эта история на самом деле произошла в середине XVIII века. Король был безумен не хуже Гамлета, а вольтерьянец, просветитель и апологет науки Струэнзе оказался достойным собеседником, другом и возлюбленным скучающей королевы, уроженки Англии. По неспособности Кристиана к управлению государством немец Струэнзе на некоторое время становится важным лицом в Дании. Он проводит вакцинацию от оспы, готовит демократические реформы в духе времени. Что, разумеется, не нравится представителям элиты, и, когда королева рожает от доктора дочь, его голова обречена оказаться на плахе.
Любовь, смерть и прекрасная эпоха перед Французской революцией в фильме Николая Арселя с главными датскими актерами.
3. «Великий Гэтсби»
The Great Gatsby (2013) • Драмы • 16+ • 2 ч. 22 м.
Режиссер: Баз Лурман • Актеры: Джоэл Эдгертон, Кэри Маллиган, Джейсон Кларк, Леонардо ДиКаприо
Роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда стал одним из главных литературных памятников «ревущим двадцатым». Великим роман делает не только центральная для сюжета история любви, но и то, как тонко она вплетена в ткань времени. Героем эпохи благодаря легкому перу Фицджеральда стал Джей «Великий» Гэтсби — человек необычайно талантливый, лихорадочно энергичный, трагически влюбленный. Чтобы вернуть любовь красавицы Дейзи, которая еще до Великой войны предпочла ему богатого Тома Бьюкенена, Гэтсби решает реализовать пресловутую «американскую мечту», но, как и мировая экономика в 1929 году, терпит полный крах.
Среди многочисленных экранизаций «Гэтсби» версия База Лурмана стоит особняком. Выдержанная в вычурно-экспрессивных тонах, гремящая и ревущая, озвученная музыкой XXI века, искрящаяся изобилием в каждом кадре, всячески чрезмерная, она тем не менее как будто бы служит идеальным выражением духа романа.
4. «Любовь, сбивающая с ног»
Punch-Drunk Love (2002) • Комедии • 16+ • 1 ч. 31 м.
Режиссер: Пол Томас Андерсон • Актеры: Луис Гузман, Эмили Уотсон, Филип Сеймур Хоффман, Джейсон Эндрюс
Судя только по названию фильма, легко представить себе розовощекую романтическую комедию в духе «50 первых поцелуев» с тем же Адамом Сэндлером. Такого неподготовленного зрителя «Любовь, сбивающая с ног» собьет еще и с толку. Хотя гипотетически главный герой, Барри Иган, вполне походит на образцового героя ромкома. Он одинок, вырос в окружении многочисленных и очень громких и властных сестер, из-за чего ощущает себя беспомощным. Однажды Барри встречает девушку своей мечты — волоокую Лену Леонард в исполнении Эмили Уотсон, которая, к его удивлению, принимает его всерьез.
Но фильм снял Пол Томас Андерсон, который включил в ромком криминальную линию, а персонажа Сэндлера выставил малоприятным невротиком. У Барри проблемы с выражением эмоций, общением и контролем гнева, при этом он лишен привычного для кинонеудачников обаяния и выглядит в своем кричаще-синем костюме крайне нелепо. Андерсон показывает, что Барри действительно сложно полюбить, и оттого история его отношений с Леной выглядит парадоксально честной.
5. «Вечное сияние чистого разума»
Eternal Sunshine of the Spotless Mind (2004) • Фантастика • 16+ • 1 ч. 47 м.
Режиссер: Мишель Гондри • Актеры: Кейт Уинслет, Джим Керри, Джерри Роберт Бирн, Элайджа Вуд
Название фильма Мишеля Гондри может отпугнуть тяжеловесностью, хотя лишь отсылает к строчке из поэмы английского поэта Александра Поупа, главная героиня которой — Элоиза, возлюбленная средневекового философа Пьера Абеляра, отправленная в монастырь после того, как их внебрачная связь была раскрыта. Она пишет навек потерянному любимому про честный удел монахинь: «…забыв о мире, миром позабыты, струит их разум чистоты сияние, молитвы приняты — усмирены желания…» Иными словам, лишь забвение и уход от соблазнов могут принести счастье.
Эту философию разделяет компания «Лакуна», предоставляющая в фильме услуги по выборочному удалению воспоминаний. Именно туда обращаются после драматичного расставания персонажи Кейт Уинслет и Джима Керри. Однако в процессе стирания воспоминаний мужчина понимает, что не хочет забывать. Он пускается в отчаянное путешествие по волнам своей памяти в утлом челноке, стремясь отвоевать у забвения хоть что-то, свидетельствующее о былой любви. Замечательно сконструированному сюжету, действующему на нескольких уровнях сознания героев, — что весьма характерно для работ сценариста Чарли Кауфмана («Адаптация», «Быть Джоном Малковичем») — известную человечность и приземленность придает сновидческий и невесомый, но вместе с тем искренний визуальный язык Мишеля Гондри.
6. «Горькая луна»
Bitter Moon (1992) • Триллеры • 18+ • 2 ч. 13 м.
Режиссер: Роман Полански • Актеры: Кристин Скотт Томас, Хью Грант, Эмманюэль Сенье, Питер Койот
В невеселом фильме Романа Полански мы видим отношения, из которых любовь давно ушла, оставив взамен голую, исступленную страсть и крепко связывающую героев вместе созависимость, отдающую садомазохизмом.
Молодая английская пара — Найджел и Фиона (их сыграли Хью Грант и Кристин Скотт Томас, которые уже через год появятся вместе в роли закадычных друзей в «Четырех свадьбах и одних похоронах») — в браке уже семь лет. Их «Медовый месяц» далеко позади, а в настоящем только скука и усталость от отношений, иными словами, «горький месяц», одинокая Луна. В поисках новых ощущений они отправляются в Индию на пароходе и встречают странную пару — пятидесятилетнего американского писателя Оскара, скованного параличом ниже пояса, с молодой женой-француженкой Мими. Постепенно Найджел и Фиона узнают, как их новые знакомые встретили друг друга и как роковая страсть довела Оскара и Мими до болезненных, полных взаимных обид и садизма отношений.
Экранизацию романа Паскаля Брюкнера можно при желании упрекнуть и в дурном вкусе, и явном гротеске, и даже пошлости, но редкий зритель сможет равнодушно противостоять этой эротической провокации.
7. «Перед полуночью»
Before Midnight (2013) • Драмы • 16+ • 1 ч. 44 м.
Режиссер: Ричард Линклейтер • Актеры: Шарлотта Прайор, Дженнифер Прайор, Шеймас Дэви-Фицпатрик, Жюли Дельпи
В своей любовной трилогии, посвященной отношениям американца Джесси и француженки Селин, Ричард Линклейтер исследует то, как их чувства менялись с течением времени. Нечто подобное он делал и в своем «Отрочестве», которое снимал на протяжении двенадцати лет, год за годом следя за взрослением мальчика. За отношениями Джесси и Селин, пусть и не так пристально, Линклейтер следил даже дольше — целых 18 лет!
Именно столько прошло к 2013-му с момента выхода первого в трилогии фильма «Перед рассветом» (1995), в котором совсем молодые Джесси и Селин знакомятся в поезде, идущем в Вену. В обаятельных и легких беседах обо всем и ни о чем (иными словами, о будущем) они проводят в городе вместе ночь и расстаются, условившись встретиться на вокзале спустя полгода. Линклейтер возвращается к своим героям только через девять лет, в 2004-м, в картине «Перед закатом». Джесси стал известным писателем, роман которого во многом пересказывает события той ночи в Вене, и приезжает в рамках книжного тура в Париж, где встречает Селин. Они проводят еще один день и убеждаются: мысли друг о друге не оставляли их все эти годы. Несчастливо женатый Джесси пропускает свой самолет, чтобы остаться с Селин (на этом заканчивается второй фильм) и провести с ней следующие 9 лет. «Перед полуночью» рассказывает о новой стадии их любви, уже успевшей преодолеть фазу юношески-романтической влюбленности и зрелой уверенности в своих чувствах. Теперь героям за сорок, у них две дочери. Где-то неподалеку на горизонте нескончаемого синего моря маячит старость. Их обоих гложут сомнения в правильности жизненного пути. Кроме тихого гения Линклейтера успех фильму обеспечили Жюли Дельпи и Итан Хоук, не только замечательно безмятежно исполнившие роли Селин и Джесси, но и выступившие соавторами сценариев ко второму и третьему фильмам.
8. «Она»
Her (2013) • Драмы • 16+ • 2 ч. 0 м.
Режиссер: Спайк Джонс • Актеры: Руни Мара, Скарлетт Йоханссон, Оливия Уайлд, Эми Адамс
О режиссере Спайке Джонзе, пусть и не прямо, мы уже упоминали чуть выше в рассказе о «Вечном сиянии». Именно он поставил два фильма, снятых по сценарию Чарли Кауфмана, — «Быть Джоном Малковичем» (1999) и «Адаптацию» (2002). Решив написать историю отношений между человеком и искусственным интеллектом, он снял в 2010 году короткометражку «Я здесь», вдохновленную «Щедрым деревом» Шела Силверстайна. В ней Эндрю Гарфилд играет робота-мужчину, который, влюбившись в девушку-робота Франческу, приносит себя в жертву ради ее спасения буквально часть за частью.
В фильме «Она», истории абсолютно оригинальной, Джонз рассказывает об отношениях Теодора Туомбли (Хоакин Феникс), который, как и Том Хэнсон из «500 дней лета», занят в необычной сфере — он на заказ пишет письма людям в мире, где этого уже никто не делает. Теодор не так давно развелся и, как многие в этом мире, одинок. Однажды он покупает Саманту, своеобразную голосовую помощницу-нейросеть, способную общаться с человеком на равных и заменить ему друга. Со временем Теодор влюбляется в ИИ, а Саманта отвечает ему взаимностью. Несмотря на футуристичность сюжета, проблемы в отношениях, которые возникают между Теодором и Самантой, выглядят весьма человечно — те же эгоизм, жажда обладания и контроля над партнером. Забавно, что изначально Кэтрин, бывшую жену Тео, должна была сыграть Кэри Маллиган, вынужденная отказаться от участия из-за съемок в «Великом Гэтсби».
9. «Назови меня своим именем»
Call Me by Your Name (2017) • Драмы • 18+ • 2 ч. 6 м.
Режиссер: Лука Гуаданьино • Актеры: Майкл Стулбарг, Арми Хаммер, Амира Касар, Тимоти Шаламе
Наконец, классический рассказ о первой любви. Именно ее жертвой становится юный Элио в исполнении Тимоти Шаламе, которому роль обеспечила всемирную славу. Чуткий, восприимчивый к музыке и знаниям юноша живет с родителями, отцом-профессором археологии Сэмюэлем Перлманом и мамой Аннеллой, в живописной сельской глуши близ Кремы на севере Италии.
Ровный ход жизни Элио, проводящего дни в чтении, игре на фортепиано и невинном флирте со сверстницей Марцией под обезоруживающим ломбардским солнцем, нарушает появление Оливера, молодого аспиранта, которого отец приглашает погостить у них. Обаятельный, громкий и мгновенно располагающий к себе Оливер поначалу раздражает Элио, но постепенно юноша обнаруживает в себе совсем другие чувства. История краткой, как юность и лето, любви, написанная Джеймсом Айвори по мотивам романа Андре Асимана и поставленная Лукой Гуаданьино, напоминает своей легкостью и прозрачностью лучшие фильмы Ромера и Ренуара и выходит далеко за рамки гей-кино.
10. «Внебрачные связи»
Tromperie (2021) • Драмы • 16+ • 1 ч. 44 м.
Режиссер: Арно Деплешен • Актеры: Эммануэль Дево, Миглен Миртчев, Геннадий Фомин, Саадиа Бентайеб
Замечательный французский режиссер и сценарист Арно Деплешен, блистательно вписывающий собственную биографию в жизнь своих героев, неслучайно выбрал для экранизации роман «Обман» (в оригинале так называется и фильм), написанный американским писателем Филипом Ротом. Рот пользуется схожим художественным методом и даже дал герою свое имя.
У Деплешена Филип вполне успешный американский писатель еврейского происхождения, живущий с любимой женой в тихом и нелюбимом Лондоне. Каждый день он исправно посещает свой рабочий кабинет в Ноттинг-Хилле, где встречается со своей безымянной английской любовницей в исполнении Леа Сейду. Они занимаются любовью и много разговаривают до и после. Попутно Филип вспоминает былых возлюбленных: жену, Розали, которая боролась с раком, юную студентку и девушку из Праги. Все они его музы и будущие персонажи нового романа. Поэтому Филип не очень успешно пытается убедить жену в их нереальности, означающей нереальность его нынешней измены. Фильм превращается в психоаналитический экскурс об объекте желания и сущности влечения.