Для начала в двух словах напомним, о чем собственно речь. «Сансара» — лирический сай-фай детектив о простом кредитном менеджере Андрее, обычная и ничем не примечательная жизнь которого однажды поворачивается вспять. Напившись до беспамятства в день своего 35-летия, герой неожиданно просыпается в дне предыдущем, отныне его календарь движется в обратном порядке и после 23 октября наступает 22-ое. Что послужило причиной таких метаморфоз? Это и предстоит узнать герою, который готов поверить в любую чертовщину, но совсем не готов меняться и искать причины в себе.
Сансара
Сансара (2023) • 18+
Сансара (2023)
18+
Андрей (Павел Деревянко) широко отпраздновал 35-летие. Поздравления друзей, шумная вечеринка и приятный алкогольный туман. На следующий день он просыпается как ни в чём не бывало,...
Андрей (Павел Деревянко) широко отпраздновал 35-летие. Поздравления друзей, шумная вечеринка и приятный алкогольный туман. На следующий день он просыпается как ни в чём не бывало,...
Елена Зархина в своей рецензии для «Газеты.ru» отмечает, что судьбу героев в сериале чудесным образом решает не столько вынесенная в заглавие индийская философия, сколько русский рэп, а братья Стругацкие в историях о временных аномалиях выглядят куда солиднее, чем очевидная рифмовка с «Днем сурка». Автор статьи отмечает, что в «Сансаре» с избытком красивого осеннего Петербурга и одноименной песни и предлагает воспринимать шоу как сложный урок для законченного эгоиста, которому легче повернуть время вспять, чем посмотреться в зеркало: «подсказка о том, что вырваться из магической петли времени можно, только если исправить ошибки прошлого, все равно остается неуслышанной. Герою с атрофированным навыком рефлексии сложно увидеть эту причинно-следственную связь. Говоря проще, Андрей искренне считает, что никаких ошибок прошлого у него нет. Эта позиция укрепляет его механизм самозащиты, но отбрасывает всё дальше назад во времени, изолируя от мира: кому ни расскажи о происходящем, никто не верит».
Сергей Ефимов в приложении к «Комсомольской правде» пишет о том, что в «Сансаре» центральное место занимает «попытка героя отрефлексировать ошибки прошлого в процессе погружения в кризис среднего возраста, стремительная гуманизация эгоистичного прожигателя жизни. Который вдобавок с высокой степенью вероятности совершает это всё уже после смерти (не буду спойлерить, но первая серия прозрачно на это намекает).» Рецензент отмечает хорошую игру актеров и советует не иронизировать над неоригинальностью фантастической завязки: «Да, всех этих дней сурков миллион, и в обратную сторону люди тоже уже жили. Здесь это намеренное цитирование, герои все время об этом говорят — вспоминают, в частности, и „Загадочную историю Бенджамина Баттона“».
Мария Токмашева из одного из старейших профильных изданий «Кино-Театр.Ру» вспоминает о том, что Павел Деревянко — путешественник во времени со стажем и заинтригована сюжетными параллелями с текстом вынесенного в заглавие народного хита Басты: «Павлу Деревянко, конечно, не в новинку оказываться в кинематографической временной петле. В сериале „Обратная сторона луны“ его заносило из 2011 сразу в 1979 год, а в тех же „Беспринципных“ время на Патриках и вовсе остановилось где-то в безмятежно-богатых „нулевых“. Но, пожалуй, концепт сериала по мотивам песни смог удивить даже его. Хит Басты тут звучит практически постоянно. Буквально в первых сериях уже экранизированы строки „всю мою жизнь я иду ко дну, всю мою жизнь я искал любовь, чтобы любить одну“, так как, очевидно, важным для дальнейшего развития событий становится эпизод встречи Андрея с бывшей девушкой в исполнении Анны Старшенбаум. Интереснее в этом смысле найти в каких-то сериях отсылки к другой мудрости Василия Вакуленко: „Тысяча меня до меня, и после меня будет тысяча меня и в тысячах не меня, тысяча меня“».
Иван Афанасьев в «7 дней.ру» сетует, что несмотря на оригинальную подачу, «Сансара» транслирует всё те же идеи, что и культовый фильм с Биллом Мюрреем и по большому счету вновь рассказывает философскую притчу про исправление. К тому же автор отмечает очевидную многожанровость сериала и его явные параллели с другим известным сериалом сценариста Саввы Минаева: «Начинается всё почти как мистический триллер,потом вдруг сбивается на неловкую комедию с резиновыми куклами из секс-шопа и прочими атрибутами „сатиры на мужика“, где всё вокруг строится на его внешней привлекательности. Временами вообще кажется, что это какой-то спин-офф „Беспринципных“ про Славика, который не от хорошей жизни променял Патриаршие пруды на жизнь клерка среднего звена — недаром и там, и там героев играет Павел Деревянко».
Наконец, обозреватель Okkoлокино Ника Белая отмечает оригинальность сюжета, который на так прост, как кажется поначалу: «Сначала кажется, что это просто очередная вариация „Дня сурка“, но скоро становится понятно: герой Деревянко отчасти повторяет судьбу второстепенного персонажа повести братьев Стругацких „Понедельник начинается в субботу“ — Януса Полуэктовича Невструева. Директор НИИЧАВО един в двух лицах, и одно из его лиц точно знает, что будет завтра, и не помнит, что было вчера. Но если персонаж братьев Стругацких, на которых ссылается один из героев сериала, озабочен счастьем человеческим, то специалист по кредитам Андрей интересуется только самим собой. И как же Деревянко убедителен в этой роли!». А еще настойчиво советует присмотреться внимательнее к второстепенным линиям и персонажам, которые в «Сансаре» прописаны с особой тщательностью: «Амплуа разочарованного, пресыщенного жителя российского мегаполиса средних лет пришлось Деревянко точно впору. Но Андрей не единственный, на ком держится захватывающая история. Таинственная блондинка в шубе по имени Надя, сыгранная Кристиной Асмус, совсем не похожа на прежних героинь артистки. Надя путает карты, интригует, заставляет упертого эгоиста встать на путь героя, поддерживает в испытаниях и трансформации. Она и трикстер, и помощник, и кое-кто еще. Второстепенные участники путешествия в прошлое тоже получают достаточно экранного времени и успевают раскрыться. Очень интересно узнать, чем живут, о чем мечтают и что скрывают персонажи Павла Чинарёва, Ольги Сутуловой, Константина Крюкова, Анны Старшенбаум и всех остальных. С каждым эпизодом про Андрея и его знакомых или коллег зрители узнают новую информацию, позволяющую по-другому смотреть на ход событий. Путешествуя в прошлое, главный герой, конечно, разбирается с настоящим и будущим».
Вот, что пишут критики по поводу главной сериальной премьеры этой весны. Ну а мы советуем поскорее вам самим посмотреть сериал «Сансара» и составить собственное мнение!