Эльвира с матерью и младшей сестрой едет в имение нового отчима, но мысли её витают далеко от неприглядной реальности за окном кареты. Она влюблена в принца Юлиана, с книгой поэзии которого никогда не расстаётся. Покорить его сердце — главная мечта Эльвиры, несмотря на то, что она не обладает ни подобающей внешностью, ни статусом, ни богатством. После поспешной свадьбы муж матери внезапно умирает, а его родная дочь, прекрасная Агнес становится прислугой в собственном доме. Надеждам на наследство не суждено сбыться: покойный не оставил после себя ничего, и теперь единственный шанс каждой из молодых женщин — успешно дебютировать на предстоящем балу и привлечь внимание принца. Хваткой, красивой, умной и талантливой Агнес ради участия в этой гонке придётся переступить через свою любовь, а вот для Эльвиры и зрителей подготовка превратится в марафон самоистязаний — отвратительных, жутких, заставляющих закрывать глаза и проводить параллели с сегодняшней индустрией красоты.

Кадр из фильма «Гадкая сестра»

Эмили Бликфельдт препарирует современные бьюти-тренды, продлевая их в далёкое прошлое, и показывает, как пластическая хирургия, ортодонтия и диетология могли выглядеть в эпоху Средневековья и раннего Нового времени. Ещё одним мостиком, соединяющим полусказочную реальность картины с сегодняшним днём, становится электронный саундтрек, написанный Йоном Эриком Кодой и Вильде Тув, который вступает в резонанс с изображением, напоминая об аналогичном приёме в «Марии-Антуанетте» Софии Копполы, где альтернативный рок, электроника и пост-панк звучали в интерьерах Версаля XVIII века.

Кадр из фильма «Гадкая сестра»

«Гадкая сестра» вписывается в традицию как готических ужастиков 1970-х годов, так и в линейку боди-хорроров, снятых в последние десятилетия преимущественно женщинами: уже упомянутая «Субстанция» Корали Фаржа, «Сырое» и «Титан» Жюлии Дюкорно, «В моей коже» Марины де Ван. В этих фильмах источником ужаса оказываются не внешние чудовища, а разрушительные внутренние переживания. Ареной борьбы, боли и социальных конфликтов в них становится человеческое (в основном жеское) тело. Сближая на экране Эрос и Тонатос, корысть и эмпатию, физиологию и психологию, Бликфельдт уделяет особое внимание визуальной составляющей: гротескные сцены кустарных косметических операций и болезненных ритуалов вызывают эффект гипнотического отвращения.

Если заранее не знать, что «Гадкая сестра» — необычная экранизация «Золушки» (а не узнать об этом сложно, ведь на этой параллели построены все анонсы и рецензии), замысел Бликфельдт раскрывается на экране постепенно. Сначала мы видим романтичную и наивную девушку, заслуживающую только сочувствия. Потом рядом с ней появляется красавица-конкурентка, слишком холодная, чтобы вызвать симпатию. Потом мы понимаем, что сюжет кажется знакомым, но фокус повествования смещён, и перед нами история тех самых сводных сестёр, которым никогда не уделялось внимания в классической сказке о счастливой встрече обездоленной сироты со своим принцем. Основной интригой в пересказе известных событий становятся заново расставленные акценты и всё более жуткие испытания, которым подвергает себя Эльвира.

Кадр из фильма «Гадкая сестра»

В наши дни разрушением канона сложно кого-то удивить (в начале 1990-х одной из ранних ревизий известного фольклорного сюжета было «Можжевеловое дерево» Нички Кин по одномённой сказке братьев Гримм с молодой Бьорк в роли ведьмы Магрит). «Гадкая сестра» не столько деконструкция «Золушки», сколько новая конструкция на старом месте. Никаких волшебных мышей и ящериц — только червь-победитель и зловещие вороны. Никакой романтической влюблённости — только отчаянная борьба за ресурсы. Никаких шаблонных героев и злодеев — только сложные образы, которые постепенно раскрываются во всех своих противоречиях. Хотя действие сфокусировано на трагической антигероине Эльвире, виртуозной сыгранной норвежской актрисой Леа Мюрен, а остальные участники действия намеренно уведены в тень, каждый из них далек от своей канонической версии. Золушка-Агнес презирает новую родню, но иногда способна на сострадание, а её финальная встреча с принцем не считывается как торжество справедливости: просто более сильная конкурентка обыграла более слабую. Злая мачеха, мать Эльвиры, — циничная и развращённая взрослая женщина, которой больше нечего терять и которая намерена выжать все возможные бонусы из окружающих. Принц Юлиан — самодовольный аристократ, имитирующий чувства, на которые не способен, в слащавой поэзии. Ближе к финалу на авансцену выходит ещё одна сестра — младшая Альма, единственная во вселенной фильма, кто не тронут моральным тлением. Голос разума, неспособный противостоять давлению общества, требующего от девушки полного соответствия стандартам красоты.

Кадр из фильма «Гадкая сестра»

«Гадкая сестра» — «Золушка» эпохи социальных сетей, когда требования к женщине как никогда высоки, но никого уже не обмануть лакированным фасадом, когда аудитория искушена и требует предъявить неприглядную изнанку любого успеха. Оригинальная и провокационная, картина Эмили Бликфельдт вызывает тошноту и вынуждает нажимать на паузу, но всё-таки продолжать просмотр, рискуя увидеть в этом зеркале собственное отражение, искажённое желанием быть любимым любой ценой.

Гадкая сестра

Den stygge stesøsteren (2025) • 18+ • 1 ч. 51 м.

Den stygge stesøsteren (2025)

18+ • 1 ч. 51 м.

В мире, где красота утратила свою невинность и превратилась в безжалостный инструмент для достижения своих целей, бал становится ареной ожесточенной борьбы, а Принц — символом...

Жанр: Драмы, Фэнтези, КомедииАктеры: Леа Мюрен, Ане Даль Торп, Теа Софье Лок Несс, Фло Фагерли, Исак Калмрот, Мальте Гордингер...Режиссер: Эмили Блихфельдт
7.1.Гадкая сестра.

В мире, где красота утратила свою невинность и превратилась в безжалостный инструмент для достижения своих целей, бал становится ареной ожесточенной борьбы, а Принц — символом...

Поделиться