Эльвира с матерью и младшей сестрой едет в имение нового отчима, но мысли её витают далеко от неприглядной реальности за окном кареты. Она влюблена в принца Юлиана, с книгой поэзии которого никогда не расстаётся. Покорить его сердце — главная мечта Эльвиры, несмотря на то, что она не обладает ни подобающей внешностью, ни статусом, ни богатством. После поспешной свадьбы муж матери внезапно умирает, а его родная дочь, прекрасная Агнес становится прислугой в собственном доме. Надеждам на наследство не суждено сбыться: покойный не оставил после себя ничего, и теперь единственный шанс каждой из молодых женщин — успешно дебютировать на предстоящем балу и привлечь внимание принца. Хваткой, красивой, умной и талантливой Агнес ради участия в этой гонке придётся переступить через свою любовь, а вот для Эльвиры и зрителей подготовка превратится в марафон самоистязаний — отвратительных, жутких, заставляющих закрывать глаза и проводить параллели с сегодняшней индустрией красоты.

Эмили Бликфельдт препарирует современные бьюти-тренды, продлевая их в далёкое прошлое, и показывает, как пластическая хирургия, ортодонтия и диетология могли выглядеть в эпоху Средневековья и раннего Нового времени. Ещё одним мостиком, соединяющим полусказочную реальность картины с сегодняшним днём, становится электронный саундтрек, написанный Йоном Эриком Кодой и Вильде Тув, который вступает в резонанс с изображением, напоминая об аналогичном приёме в «Марии-Антуанетте» Софии Копполы, где альтернативный рок, электроника и пост-панк звучали в интерьерах Версаля XVIII века.

«Гадкая сестра» вписывается в традицию как готических ужастиков 1970-х годов, так и в линейку боди-хорроров, снятых в последние десятилетия преимущественно женщинами: уже упомянутая «Субстанция» Корали Фаржа, «Сырое» и «Титан» Жюлии Дюкорно, «В моей коже» Марины де Ван. В этих фильмах источником ужаса оказываются не внешние чудовища, а разрушительные внутренние переживания. Ареной борьбы, боли и социальных конфликтов в них становится человеческое (в основном жеское) тело. Сближая на экране Эрос и Тонатос, корысть и эмпатию, физиологию и психологию, Бликфельдт уделяет особое внимание визуальной составляющей: гротескные сцены кустарных косметических операций и болезненных ритуалов вызывают эффект гипнотического отвращения.
Если заранее не знать, что «Гадкая сестра» — необычная экранизация «Золушки» (а не узнать об этом сложно, ведь на этой параллели построены все анонсы и рецензии), замысел Бликфельдт раскрывается на экране постепенно. Сначала мы видим романтичную и наивную девушку, заслуживающую только сочувствия. Потом рядом с ней появляется красавица-конкурентка, слишком холодная, чтобы вызвать симпатию. Потом мы понимаем, что сюжет кажется знакомым, но фокус повествования смещён, и перед нами история тех самых сводных сестёр, которым никогда не уделялось внимания в классической сказке о счастливой встрече обездоленной сироты со своим принцем. Основной интригой в пересказе известных событий становятся заново расставленные акценты и всё более жуткие испытания, которым подвергает себя Эльвира.

В наши дни разрушением канона сложно кого-то удивить (в начале 1990-х одной из ранних ревизий известного фольклорного сюжета было «Можжевеловое дерево» Нички Кин по одномённой сказке братьев Гримм с молодой Бьорк в роли ведьмы Магрит). «Гадкая сестра» не столько деконструкция «Золушки», сколько новая конструкция на старом месте. Никаких волшебных мышей и ящериц — только червь-победитель и зловещие вороны. Никакой романтической влюблённости — только отчаянная борьба за ресурсы. Никаких шаблонных героев и злодеев — только сложные образы, которые постепенно раскрываются во всех своих противоречиях. Хотя действие сфокусировано на трагической антигероине Эльвире, виртуозной сыгранной норвежской актрисой Леа Мюрен, а остальные участники действия намеренно уведены в тень, каждый из них далек от своей канонической версии. Золушка-Агнес презирает новую родню, но иногда способна на сострадание, а её финальная встреча с принцем не считывается как торжество справедливости: просто более сильная конкурентка обыграла более слабую. Злая мачеха, мать Эльвиры, — циничная и развращённая взрослая женщина, которой больше нечего терять и которая намерена выжать все возможные бонусы из окружающих. Принц Юлиан — самодовольный аристократ, имитирующий чувства, на которые не способен, в слащавой поэзии. Ближе к финалу на авансцену выходит ещё одна сестра — младшая Альма, единственная во вселенной фильма, кто не тронут моральным тлением. Голос разума, неспособный противостоять давлению общества, требующего от девушки полного соответствия стандартам красоты.

«Гадкая сестра» — «Золушка» эпохи социальных сетей, когда требования к женщине как никогда высоки, но никого уже не обмануть лакированным фасадом, когда аудитория искушена и требует предъявить неприглядную изнанку любого успеха. Оригинальная и провокационная, картина Эмили Бликфельдт вызывает тошноту и вынуждает нажимать на паузу, но всё-таки продолжать просмотр, рискуя увидеть в этом зеркале собственное отражение, искажённое желанием быть любимым любой ценой.
Гадкая сестра
Den stygge stesøsteren (2025) • 18+ • 1 ч. 51 м.
Den stygge stesøsteren (2025)
18+ • 1 ч. 51 м.
В мире, где красота утратила свою невинность и превратилась в безжалостный инструмент для достижения своих целей, бал становится ареной ожесточенной борьбы, а Принц — символом...
В мире, где красота утратила свою невинность и превратилась в безжалостный инструмент для достижения своих целей, бал становится ареной ожесточенной борьбы, а Принц — символом...