Действие происходит в Голливуде, который как и 30 лет назад, всё ещё только для молодых. А потому обладательница «Оскара» и собственной звезды на «Аллее Славы» Элизабет Спаркл (Деми Мур) на 50-летие получает отставку. Гнусный телепродюсер Харви (Деннис Куэйд) хочет найти новую молодую и горячую ведущую для утреннего фитнес-шоу, в котором Спаркл блистала долгие годы и стала живой легендой. Неудачи в день рождения на этом не заканчиваются — засмотревшись на то, как рабочие деловито и буднично демонтируют её фото с билборда, актриса попадает в автокатастрофу. Здесь-то модельной внешности медбрат и подкидывает ей флешку с рекламой нового экспериментального вещества. Загадочная «Субстанция» способна вырастить в прямом смысле этого слова новое совершенное тело на основе ДНК носителя, после чего носителю предлагается жить со своей идеальной версией по очереди, сменяя друг друга каждую неделю. Движимая ненавистью к себе Спарк идёт на этот сомнительный эксперимент, позабыв, что молодость не слишком уважает правила и расписания.

Кадр из фильма «Субстанция»

Методом, сравнимым по тошнотворности с рождением Чужих, из тела Элизабет рождается Сью (Маргарет Куолли), которая тут же получает всю положенную ей славу и место Спаркл на телевидении. Но жадная до жизни и удовольствий красотка не желает ни с кем делить своё время. Элизабет всё больше времени проводит в анабиозе, ожидая своего часа и завидуя себе молодой, безответственной и безжалостной.

Кадр из фильма «Субстанция»

Фаржа снимает одну из тех страшных сказок, которые не дают зрителям сбежать от реальности, а напротив, намертво к ней привязывают. Даже издевательский слоган: «Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя?» звучит как что-то, что все мы слышим постоянно, даже не осознавая, что это очень коварная ловушка. История метафорически рассказывает о том, как с возрастом женщина начинает ненавидеть свое отражение в зеркале, потому что со всех экранов, билбордов и глянца на неё смотрят исключительно молодые женщины с идеальной кожей и фигурой, на которых она больше никогда не будет похожа. Давление это тем более усиливается, если речь идёт о женщинах из индустрии развлечений, будь то кино или телевидение. Деми Мур, чья смелость и пластический грим в фильме вызывают восхищение, точно знает, о чем эта история. А в кульминационной сцене, когда Элизабет решает сопротивляться высоким стандартам и пойти на свидание, но отражение не пускает её и никак не дает выйти из дома, каждая женщина точно узнает себя.

Кадр из фильма «Субстанция»

Корали Фаржа вместе с оператором Бенджамином Кракуном буквально и метафорически расчленяют героинь. Камера с бесстыдством фиксирует высвеченные софитами со всеми подробностями прелести и уродства человеческого тела: манящий изгиб обнаженных бёдер сменяют изувеченные старческим артритом суставы, влажные полураскрытые губы — гнойные раны на месте люмбальных пункций. Создавая мир, одержимый красотой и сексуальностью, Фаржа при этом начисто лишает зрителя возможности этой сексуальностью наслаждаться. Каждую потенциально возбуждающую сцену режиссёр прерывает вываливающейся человеческой требухой или извлечением обжаренной куриной ножки из пупка. Эротическое мгновенно подменяется максимально отталкивающим, будто создатели пытаются переломить выработанный за столетие голливудского засилья рефлекс, по которому женские образы на экране должны непременно вызывать желание. Чем ближе к финалу, тем больше героини Мур и Куолли освобождаются от статуса сексуального объекта, а зрителю возвращается способность без опаски смотреть на экран, потому что всё происходящее превращается в чистый кэмп и абсурд.

Кадр из фильма «Субстанция»

В третьем акте этот адреналиновый аттракцион разгоняется и сходит с орбиты, из хоррора превращаясь в абсурдную комедию. Фаржа буквально воплощает мечты одного из продюсеров, который на кастинге сокрушался, что у одной из претенденток грудь не на лице. Финал остроумно показывает, что под натиском жестких и абсурдных стандартов, которые все ещё предъявляются к женскому телу, наша культура способна только сводить с ума и создавать безумных монстров.

Субстанция

The Substance (2024) • 18+ • 2 ч. 16 м.

The Substance (2024)

18+ • 2 ч. 16 м.

Увядающая голливудская звезда Элизабет Спаркл отчаянно пытается оставаться на плаву в любимой профессии. Однако лучшие дни Элизабет давно миновали, и теперь она ведет фитнес-программу на...

Жанр: Ужасы, ДрамыАктеры: Оскар Лесаж, Нэмори Бакайоко, Ян Бин, Эдвард Хэмилтон-Кларк, Кристиан Эриксон, Жан Миэль...Режиссер: Корали Фаржа
6.6.Субстанция.

Увядающая голливудская звезда Элизабет Спаркл отчаянно пытается оставаться на плаву в любимой профессии. Однако лучшие дни Элизабет давно миновали, и теперь она ведет фитнес-программу на...

Поделиться