Через четыре года после смерти горячо любимой жены канадский предприниматель Карш (Венсан Кассель) делает попытки обзавестись подружкой. И это кажется почти безнадёжным предприятием, ведь потенциальная спутница должна быть готова к тому, что бывшая будет оставаться центром жизненной орбиты вдовца. Более того, Карш сумел переработать личную скорбь в деньги, запустив производства кибернетических саванов, позволяющих наблюдать за тлением почивших в реальном времени и 3d. Он планирует, что его кладбища с надгробиями, оснащёнными мониторами, вскоре появятся по всему миру. Однако у высокотехнологичной смерти есть множество врагов от радикально настроенных экоактивистов до разведок разных государств, опасающихся, что китайские производители похоронных покровов будут использовать разработку Карша для шпионажа. А затем происходят два тревожных события. Сначала герой обнаруживает на костях Бекки странные образования, а затем на его экспериментальный погост нападают вандалы. Постепенно вдовца охватывает паранойя: он начинает подозревать, что вокруг его компании плетётся заговор, а смерть его супруги связана со страшной тайной. И доверять нельзя даже самым близким людям.

«Саван» — двадцать третий проект канадского режиссёра Дэвида Кроненберга, которого по праву считают одним из отцов боди-хоррора. С лёгкой руки авторов «Рика и Морти» — Кроненберг уже не просто фамилия, а термин, обозначающий уродливый сгусток мыслящей плоти. Тема телесности, болезней, патологии, трансформации — одна из центральных в творчестве живого классика. И в своём новом фильме он продолжает исследовать границы этически допустимого и выходит за их пределы. По утверждению самого постановщика: «Саван» — самая личная из его работ. И стоит заметить, что она одна из самых бережных по отношению к зрителю. На этот раз режиссёр не пугает и впечатляет, он, прежде всего, рефлексирует на тему смерти своей жены Кэролайн Зейфмен, покинувшей мир в 2017 году. В последние годы её жизни и пятилетний период траура Кроненберг поставил режиссёрскую карьеру на паузу. В 2022 году вышли «Преступлениями будущего», которые ознаменовали не только возвращение маэстро на большие экраны, но и его поворот к истокам. Жанрово картина куда ближе к провокационной и фантастической «Экзистенции» 1999 года, чем к безнадёжной и достоверной «Звёздной карте» 2014.
В новом фильме режиссёр возвращается на поле реализма. Картина скорее кажется продолжением дебютного романа Кроненберга «Употреблено» (2014), в котором глубоко исследуется тема физиологического старения на фоне интернациональной конспирологической многоходовки. «Саван», прежде всего, шпионский разговорный триллер, в котором основной параноидальный эффект достигается через диалоги. Автор погружает главного героя, в котором легко угадывается альтер-эго самого Кроненберга, в окружение крайне подозрительных персонажей, которыми движет одержимость, ревность, тревога. Каждый второстепенный герой непременно сообщит Каршу, что остальным нельзя доверять, но и сам говорящий едва ли заслуживает доверия. Конспирология ещё один из лейтмотивов творчества великого канадца. В той же «Экзистенции» она строилась вокруг биогейминга, а в «Саване» сестра-близнец Бекки подозревает, что погибшая стала жертвой заговора врачей. И выбор этой темы кажется особенно актуальным в постковидные времена.

Образ двойника Кроненберга пришёлся Венсану Касселю точно в пору. Весь фильм актёр существует на тонкой грани между скорбью, тревогой и иронией. Значительную часть экранного времени Карш одновременно пугающе деловит и невозмутим. И оттого момент, когда вдовца всё же покидает хладнокровие, кажется особенно драматичным. Диана Крюгер в двойной роли также вызывает восхищение. Она предстаёт как прекрасная галлюцинация Бэкки, которая даже под действием болезни остаётся сексуальной. С другой — она нервная, испуганная Терри. Сестра-близнец старательно сдерживает бурю эмоций, но однажды они возьмут верх. Пожалуй, самое сильное актёрское выступление демонстрирует Гай Пирс. Для роли Мори номинант на «Оскар» заглушил свои природные обаяние и аристократизм, перевоплотившись в патологического ревнивца, параноика и антипода Карша. Он, как и главный герой, не умеет отпускать, но если персонаж Касселя трансформирует горе в созидание, то Мори выбирает губительную стратегию. Но благодаря виртуозной работе Пирса даже этому неприятному человеку можно посочувствовать.
Саван
The Shrouds (2024) • 18+ • 2 ч. 0 м.
The Shrouds (2024)
18+ • 2 ч. 0 м.
Бизнесмен Карш, потерявший жену, создает устройство, способное связать живых с умершими. Его инновационная технология меняет представление о смерти: теперь скорбящие могут следить за состоянием тел...