Хотя шоураннер Борис Хлебников (режиссер и продюсер многих успешных фильмов и сериалов), утверждает, что идея проекта появилась задолго до пандемии коронавируса, премьера первого сезона попала в актуальную атмосферу. В августе 2021 года люди уже почувствовали реальную угрозу глобального масштаба — причем не по техногенной причине или, скажем, из-за инопланетного вторжения, которое так часто пророчил Голливуд, а именно по максимально реальной медицинской причине. Поэтому «апокалипсис по-русски» заинтересовал зрителей и вызвал восторг у критиков. Так, Иван Бочаров из The Village объявил, что «Выжившие» — «… один из лучших постапокалиптических сериалов, сделанных в России».
Выжившие
Выжившие (2021) • 18+
Выжившие (2021)
18+
На российский провинциальный город обрушивается странная и не очень объяснимая эпидемия: за пару дней погибает большая часть жителей. Выживших поражает сонная болезнь: те, кто спит...
На российский провинциальный город обрушивается странная и не очень объяснимая эпидемия: за пару дней погибает большая часть жителей. Выживших поражает сонная болезнь: те, кто спит...
Эпидемию мы пережили, но вопросы, зародившиеся в этот непростой период, остаются актуальными. Каким был бы наш мир, если бы не удалось остановить распространение вируса? Два года спустя вышел второй сезон «Выживших», в которой создатели мудро сместили фокус внимания с сонной болезни как таковой на ее последствия. Цивилизация рухнула, производство остановилось, уснувшие продолжают спать, если за ними кто-то ухаживает, конечно. Те, кто не уснул, теперь живут в небольших поселках, обеспечивая жизненный минимум натуральным хозяйством и откупаясь самогоном от «саранчи» — вооруженных банд, кочующих в поисках добычи.
Хотя некоторые сюжетные линии первого сезона оборвались без каких-либо причин, главные персонажи получили свое дальнейшее развитие. Талантливая врач Марина Лаврова (Анна Слю) стала еще тверже и циничнее. Теперь она руководит одним из поселков, и под одним ее взглядом замолкают и смущаются вооруженные мужчины, а главарь банды «саранчи» Соловей (Фёдор Лавров), славящийся фантастической жестокостью, тает как мороженое под солнцем. Там же, где-то на окраине поселения, обитает и Саша Морозов, превратившийся в настоящего блаженного, заросший и одичавший. Одичала в новых условиях и Лиза. Оставшаяся без матери, девочка теперь похожа на зверька и внешне, и по поведению — она нарушает правила, грубит, кусается и только властная Марина имеет авторитет над ней. Во втором сезоны женщины, даже юные, оказываются сильнее вечно пьющих или погруженных в рефлексию мужчин и берут этот новый мир в свои руки. Как и Настя, но теперь не в виде неподвижного спящего тела, а практически в полном здравии и ясности ума. Да, всё верно — Настя проснулась.
Подзаголовок второго сезона «Пробуждение» указывает на основную тему — ученым все-таки удается найти лекарство, которое выводит из комы. Не всех, т.к. штаммов сонного вируса оказалось несколько, но первые проснувшиеся уже есть. Все они — в Городе, который стал оплотом цивилизации в этом постапокалиптическом мире и меккой для зараженных, т.е. для всех живущих. Настя проснулась и взяла себе новое имя. Теперь ее зовут София, и она — словно богоявленная, маскот исцеления мира. Узнав о пробуждении мамы, Лиза делает всё, чтобы добраться до неё. Но почему же Настя-София, не видевшая родную дочь несколько лет, сдержанна холодна?
Вот тут-то и проявляется еще одна уникальная находка сценаристов — медицинская катастрофа имеет духовные последствия. Авторы Елена Ванина, уже работавшая над первой частью проекта, а также Игорь Поплаухин («На тебе сошелся клином белый свет», «Время года зима») и Андрей Иванов («Эпидемия») разворачивают историю в необычном ключе. Люди просыпаются без грамма эмпатии — они не чувствуют ни любви, ни сострадания, ни привязанности. Получается, что Настя фактически помнит о Лизе, но появление дочери не вызывает никаких душевных движений. Проснувшиеся постепенно становятся элитой с привилегией, которую не купить, не захватить — сон. Уставший от недосыпа мир слаб, но те, кто теперь может спать без ограничений, могут управлять им и потому презирают зараженных.
Такой сценарный поворот вызвал восторг у многих критиков, как и изменившаяся стилистика. После промозглого зимнего начала, продолжение становится визуально теплее — события разворачиваются на фоне пыльных, выжженных солнцем, степей. Это вызывает предположение, что, как отмечает Евгений Шульгин, «…во втором сезоне основными источниками вдохновения, по крайней мере поначалу, будто служат «Безумный Макс», «Обитель зла» и, быть может, вторая Half-Life».
Среди множества постапокалиптических фильмов и сериалов «Выживших» выделяет и объем истории. Ведь это не только сериал из двух сезонов (на данный момент третий уже заявлен), но кроме того была снят целый ряд коротких веб-сериалов, продолжающих и ярче раскрывающих мир, пораженного сонным вирусом. Эти истории рассказывают о персонажах, которых нет в основном сериале, но все события разворачиваются с учетом произошедшей катастрофы. По задумке создателей, их стоит смотреть между сезонами, все больше погружаясь в постапокалиптический мир, разрушенный, как бы ни смешно звучало, но сном.
С другой стороны экрана кажется до отчаяния проста мысль, что цивилизацию можно было бы сохранить, будь люди добрее друг к другу, внимательнее и более чуткими. Ведь достаточно было просто разбудить ближнего своего. Но поезд, летящий в пропасть, уже не остановить и потому результат апокалипсиса в «Выживших» кажется очень логичным: любовь могла спасти человечество, но коль люди не воспользовались единственной возможностью, то и зачем им любовь вообще?