Режиссёр Паоло Соррентино родился и вырос в Неаполе. Свою родину он считает постоянным источником вдохновения — необычным местом, где сочетаются красота и хаос, где жизнь полна энергии и страсти. В 2021 году он снял здесь картину «Рука Бога», рассказывающую о подростке, чьи мать и отец умерли от отравления угарным газом, как и родители самого режиссёра. В «Партенопе» (2024) Соррентино, много работавший как в разных частях Италии, так и за границей, снова возвращается домой, чтобы рассказать историю женщины на фоне любимого города и передать ощущение быстротечности красоты и молодости.
В греческой мифологии Партенопа — сирена, которая пыталась очаровать Одиссея. Из-за нераздёленной любви к нему она выбросилась на морской берег рядом с современным Неаполем и стала мифологической покровительницей города. Именно её имя носит главная героиня фильма, рождённая в водах Неаполитанского залива. Дочь состоятельных родителей, она появилась на свет после Второй мировой войны и впитала в себя дух этого места, где радость бытия соседствует с обречённостью и трагедией.

Создавая особую атмосферу своих фильмов, Соррентино, часто выступающий не только режиссёром, но и сценаристом, отдает предпочтение визуальным и поэтическим элементам, ограничиваясь лишь краткими диалогами. Персонажи «Партенопы» разговаривают не много, а история раскрывается линейно и плавно, с некоторыми разрывами, то забегя вперед, то возвращаясь в прошлое. Зрителю ничего не объясняют: нам предстоит наблюдать за медленной сменой сцен и эпох, сквозь которые со своей загадочной улыбкой будет скользить главная героиня.
Иногда фильм кажется дорогостоящим рекламным роликом, и это впечатление неслучайно: режиссёр сотрудничал с модным домом Saint Laurent, чей креативный директор Энтони Ваккарелло создал для него все костюмы. В большей степени, чем любая другая работа Соррентино, «Партенопа» может заменить зрителю путешествие в Италию. Декорации барочного дворца и ослепительные виды острова Капри — завораживающий фон для истории главной героини, жизнь которой становится острым переживанием красоты, влюбленности и боли. Её слишком сильная привязанность к старшему брату оборачивается проклятием, накладывающим отпечаток на всю её жизнь — как и яркая внешность, привлекающая внимание мужчин и отвлекающая окружающих от её незаурядного ума. Однако интеллектуальные амбиции Партенопы, интерес к науке и чтению постоянно подчеркиваются в фильме, и этот демонстративный акцент в каком-то смысле выдаёт в главной героине не столько женщину, пусть и вымышленную, сколько фантазию мужчины-художника о загадочной, сексуальной и гипнотически красовой интеллектуалке. Лишь в финале, когда молодую актрису Челесте Далла Порте сменяет Стефания Сандрелли, Партенопа перестает быть проекцией и становится живым человеком, вызывающим не только желание созерцать красоту, но и эмоциональный отклик.

На своем пути главная героиня встретит множество попутчиков: американского писателя, сыгранного Гэри Олдманом; пожилую актрису, скрывающую свое лицо, вздорного кардинала, чья основная обязанность — оживлять кровь святого Януария для главного неаполитанского религиозного праздника. Выбирая между карьерой актрисы и учёного-антрополога, Партенопа склоняется ко второму пути, и одним из тех, кто первым разглядел её способности, становится профессор Маротта, посвятивший всего себя заботе о тяжело больном ребёнке. Появление в финале его сына — загадочного существа, состоящего, как и Неаполитанский залив, из воды и соли, становится одним из самых шокирующих эпизодов картины и одновременно символом несовершенства и уникальности, продолжением постоянной у Соррентино темы сочетания красоты и уродства.

Съёмки «Партенопы» не обошлись без трагедии, приоткрывающей тёмную сторону Неаполя и его акватории. Режиссёр посвятил картину памяти дизайнера по костюмам Луки Канфора, тело которого нашли в воде во время съёмок на Капри. Он начинал как ассистент Данило Донати, постоянного соавтора Пазолини, а потом сотрудничал с Соррентино во время его работы над двумя сезонами «Молодого папы» и на других картинах.
Как и в любой человеческой судьбе, многие надежды главной героини не сбудутся, многие сюжетные линии и отношения без предупреждения оборвутся, оставляя у зрителя щемящее чувство печали. Вслед за самим Соррентино, Партенопа покинет Неаполь, но так никогда и не сможет разорвать свою связь с этим местом, со своей исчезнувшей молодостью.
Партенопа
Parthenope (2024) • 18+ • 2 ч. 1 м.
Parthenope (2024)
18+ • 2 ч. 1 м.
В 1950 году в семье состоятельных неаполитанцев появилась на свет девочка, которую назвали Партенопой в честь древнегреческой нимфы, давшей имя городу Неаполю. Рождение младенца было...
В 1950 году в семье состоятельных неаполитанцев появилась на свет девочка, которую назвали Партенопой в честь древнегреческой нимфы, давшей имя городу Неаполю. Рождение младенца было...